Учитель-логопед Демидова Татьяна Александровна

Логопедия – полезное дело!
Ведь каждому хочется высказать смело,
Умно и свободно, красиво, умело
Всё, что наболело и что накипело.
Если хотите, то я помогу вам
Язык свой “подвесить” на нужное место.
Если хотите, то я удивлю вас –
Заговорите все вы чудесно,
Легко, замечательно и интересно!
Бегите ко мне с нетерпеньем навстречу:
Не будет у вас нарушения речи!


Демидова Татьяна Александровна

Уровень образования – высшее педагогическое 
Квалификационная категория – высшая

ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
пррроо
рррооо
ппррпп
ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
Уважаемые гости сайта!

ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛОГОПЕД???

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи. У заботливых родителей много вопросов:

  • Почему ребёнок молчит?
  • Правильно ли развивается речь у моего сынишки или дочурки?
  • Нужно ли беспокоиться или нам ещё рано?
  • В чём причина нарушения речи?
  • Почему дети стали плохо говорить? Ведь раньше к логопеду обращались единицы? – вспоминают бабушки…

Во всем этом поможет разобраться учитель-логопед.

Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду! Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками. Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и:

  • словарный запас;
  • фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки речи);
  • грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);
  • связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).

Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Это – необходимая база для развития всех сторон речи.Набор детей в логопедическую группу осуществляется один раз в год. Дети с выявленными нарушениями речи направляются на медико-психолого-педагогическую комиссию, по итогам которой зачисляются в логопедическую группу на один или два года. Обучение проводится на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Основные задачи коррекционного обучения:

  • формирование правильного произношения (развитие дыхания и просодики, воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • развитие навыков связной речи.

Много усилий требуется не только от логопеда, воспитателей, но и от Вас, уважаемые родители!

Залогом успеха коррекционной работы являются:

  • медикаментозное лечение (по показаниям врача);
  • четкое выполнение рекомендаций логопеда;
  • регулярное посещение детского сада (отсутствие пропусков по неуважительным причинам);
  • выполнение домашних заданий;
  • контроль за речью ребенка.

Дорогие родители, помните! Хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Поэтому:

  • старайтесь сделать ваши занятия с ребенком интересными и увлекательными;
  • поощряйте каждый правильный ответ ребенка, и будьте терпимы к его ошибкам;
  • не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если вы видите, что ребенок устал и отвлекается, лучше отложите занятие;
  • тем не менее, заниматься следует систематически – 2-3 раза в неделю;
  • дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребенком ролями.

Доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент – все это повысит интерес ребенка к занятиям, а значит, возрастет и их результативность.

Советы, консультации, рекомендации

Готовим ребенка к школе

Скоро ваш ребенок выйдет из детского сада. Следующая ступенька в жизни ребенка – школа. Как правильно подготовить будущего ученика к этому важному событию?

Прежде всего, нужно сформировать знания и речь, которыми он должен овладеть до того, как пойдет в первый класс. Значит, надо заниматься. Занятия должны быть регулярными. Лучше использовать время после отдыха. Постарайтесь настроить ребенка на занятие, т.е. вызвать желание заниматься. Обучение лучше всего проводить в игровой форме. По продолжительности заниматься можно 20-30 минут в день, если ребенок посещает детский сад, если не посещает, то можно два раза по 20 минут.

Некоторые занятия можно проводить во время прогулки. Но для формирования новых знаний, требующих внимания, необходима спокойная деловая обстановка, и отсутствие отвлекающих факторов.

Обязательным условием является ситуация успеха. Ни в коем случае не говорите ребенку, что он плохо занимается и ничего не знает. Наоборот, поощряйте маленькие успехи, и умело дозируйте свою помощь, подсказку. Используйте свою взрослую хитрость и помогайте так, чтобы ребенок не заметил, что ему помогли.

Обязательно учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка. Например, для одних детей больше внимания надо уделять работе по развитию памяти, для других – внимания, для третьих – речи. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, старайтесь помочь ему в том, в чем он затрудняется.

Хочу назвать еще одно важное правило. Не надо требовать от ребенка отвечать на вопросы, на которые он еще не знает ответов. Очень часто родители пользуются таким способом обучения: «А ну, скажи, какие ты знаешь, например, деревья?», или «Какое это дерево?». Ребенок не может ответить. Он знает, что есть деревья, а как они называются, не знает. Дальше родители часто задают такие подсказывающие вопросы: «Мы с тобой видели это дерево, оно такое большое, крепкое, могучее. Ребенок пытается вспомнить, но … Как же быть? Научить. «Смотри, это дуб. Это дерево очень крепкое, большое, толстое. Ветки у него толстые, кривые. Смотри, какие у него листочки, только у дуба такие листочки. А плоды называются желуди. Их любят дикие свиньи, да мышки-грызуны. А теперь ты скажи, какое это дерево, и какое оно?» Конечно, ребенок ответит правильно. А дальше используйте ситуацию и предложите поиграть: «Один – много»: Дуб – дубы – дубов. Ствол – стволы – стволов. Ветка – ветки – веток. Лист – листья – листьев. «Большой – маленький»: Дуб – дубок, лист – листик, ветка – веточка, и т.д. – Какой, какая, какое, какие? Дуб – толстый, крепкий, могучий, высокий, зеленый, и т.д. – Что делает? Стоит, шумит, скрипит, растет и т.д. – Что из дуба можно сделать, если спилить? Доски, дрова. А еще из зеленых веток вяжут веники для бани. Веник какой — дубовый. Какие будут дрова – дубовые дрова. Доска из дуба – дубовая доска. Сообщите ребенку, где растут дубы. Да, в лесу, но если в лесу только дубы, такой лес называется «дубрава». Если добавить игровой момент, предложив ребенку представить, что гуляет в таком лесу. – Куда ты пойдешь гулять? (В дубраву) – Где ты гуляешь? (В дубраве) – Чем любуешься? (Дубравой) И т.д. Если вот так рассказать о дубе, у ребенка, конечно, останутся знания и новые слова. Да и мы, сами того не замечая, помогли своему ребенку развиваться в своем познавательном и речевом развитии.

Используя игровую ситуацию, вы не только научили ребенка, как называется дерево, но и дали большую информацию, расширив кругозор, тем самым пополнили запас знаний и слов, обучили грамматическим формам, используя словообразование и словоизменение. Остались еще силы у вас и у ребенка? Заучите стихотворение. Вспомните математику. Предложите посчитать: дубы, желуди, ветки, листья. Один лист, 2, 3, 4 — листа, 5 — листьев. Видите, как изменяются окончания слов. Обязательно обратите внимание ребенка на то, как правильно сказать. Еще пример: предложите простые задачи: Под дубом выросло (несколько, учитывая возможности ребенка) грибов, а на следующий день еще (несколько ). Сколько всего? Решили. Не забудьте похвалить ребенка!

[свернуть]
Советы родителям «Как помочь ребёнку справиться с зеркальным написанием букв с помощью метода «оживления букв»»

Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы «зеркально». Это выражается в ошибочном расположении элементов букв, то есть имеет место нарушение пространственной ориентации элементов буквы: например, ребёнок может расположить элементы буквы К не вправо, как это положено, а влево или написать хвостик у буквы Ц – ни с права, а слева и др.

Конечно, родители желают исправить подобные ошибки у детей. Учитывая, что каждый ребёнок индивидуален, соответственно и действенные методы для запоминания букв, расположения их элементов, для каждого конкретного ребёнка будут разные. Иными словами, в «борьбе» с зеркальным написанием букв необходим индивидуальный подход.

Так, некоторым детям помогает метод многократного написания буквы, в результате которого ребёнок, как-бы динамически запоминает написание буквы. Для других детей эффективно будет использование метода анализа (разложения буквы на элементы, с разъяснением, уточнением расположения элементов буквы).

На своих занятиях я использую различные методы (и метод многократного написания букв, и метод анализа расположения элементов букв и др.) Но очень полюбившимся, а также достаточно эффективным методом, для нас с детьми оказался метод «Рассели буквы в домики»

 Мы «расселяем» буквы в домики. Сами буквы мы «оживляем»: приклеиваем им глазки и обращаем «взгляд» буквы вправо, влево или «прямо», в зависимости от ориентированности буквы. Детям очень интересен этот процесс «оживления» буквы, а, как известно, то, что заинтересовывает ребёнка, закрепляется в его памяти намного прочнее. После «оживления» буквы происходит процесс их заселения в домик. Буквы, которые обращены в правую стороны, мы заселяем в домик, у которого дым из трубы идёт в правую сторону; буквы, которые обращены в левую стороны, заселяем в домик, у которого дым из трубы идёт в левую сторону; буквы, которые не имеют ориентированности ни в правую, ни в левую сторону, мы заселяем в домик, у которого дым из трубы идёт вверх. “Дым” из трубы у нас такой, что можно его потрогать (дополнительное включение кинестетического анализатора, что особенно важно в работе с детьми, имеющих речевые нарушения). В домашних условиях, родители могут нарисовать такие домики на обычном листе бумаги и расселить буквы в соответствующие домики. 

Буквы, которые “смотрят” вправо: Б, В, Г, Е, Ё, И (обращаем внимание детей, что перекладину у буквы И мы начинаем рисовать от ПРАВОГО “плечика” буквы), Й, К, Р, С, Ц (обращаем внимание, что хвостик буквы Ц смотрит вправо), Щ, Ъ, Ы, Ь, Ю.

Буквы, которые “смотрят” влево Э, Ч, У, З, Я. Кстати, если ребёнок упорно пишет эти буквы «зеркально», можно просто выучить «слово», которое составляют данные буквы – ЭЧУЗЯ  – это слово состоит из букв, которые мы пишем влево. Для более эффективного запоминания, ЭЧУЗей мы назвали смешного домовёнка и таким образом, несуществующее слово ЭЧУЗЯ приобрело совершенно понятный смысл для детей – имя смешного домовёнка.                               

Удачи Вам, уважаемые родители, в Ваших совместных занятиях с детьми!

[свернуть]
Консультация для родителей - Упражнения, направленные на развитие неречевых психических функций у детей подготовительного возраста.

Развитие неречевых психических функций (внимание память, мышление, оптико-пространственные представления, мелкая моторика) имеет огромное значение в подготовке детей к обучению в школе.

Особенно их роль велика, в обеспечении процессов письма и чтения, поскольку неречевые психические функции лежат в основе формирования этих процессов. В системе нашей коррекционно-развивающей работы на логопедических занятиях, развитию этих процессов отведено значительное место.

Так же, мы не можем не порекомендовать Вам, уважаемые родители в совместных играх и занятиях с детьми дома, так же уделить внимание развитию этих важных психических процессов.

Вашему вниманию предлагаю некоторые игры и упражнения, направленные на развитие неречевых психических функций у детей подготовительного возраста. Проведение данных игр и упражнений не потребуют от Вас серьёзной подготовки, поиска пособий. Всё, что Вам понадобится – это бумага и карандаши (простой карандаш и цветные). Лишь для проведения одного упражнения, Вам понадобятся картинки (картинки можно вырезать из журналов, старых книжек или распечатать на компьютере – главное, Ваше желание).

Уважаемые родители, желаю Вам творческих успехов в совместных занятиях с Вашими детьми!

  1. Игра «Что изменилось»
    Цель: Развитие зрительного внимания и памяти.
    Процедура выполнения: На стол ставятся 5-7 предметов. Ребенок рассматривает их одну-две минуты. Затем просят его отвернуться и убирают один из предметов. Когда ребенок повернется, он говорит, что изменилось. (Можно не убирать ни один предмет, а поменять 2 из них местами).
    Инструкция: Перед тобой 6 предметов. Постарайся их запомнить, я дам тебе время. Затем, я попрошу тебя закрыть глаза, а сам или поменяю местами предметы, или уберу один предмет. Когда я попрошу тебя открыть глаза, тебе нужно будет сказать, что изменилось.
  2. Игра «Покажи картинки, которые я назвала».
    Цель: Развитие слуховой памяти, зрительного внимания.
    Процедура проведения упражнения. Взрослый показывает ребёнку набор картинок и просит их назвать (всего, например, картинок 15). Далее взрослый предлагает ребёнку поиграть с этими картинками: взрослый называет 3/4/5 картинок, нацеливает ребёнка на запоминание этих слов-названий картинок. Затем, ребёнку предлагается из 15-ти картинок найти те, которые были названы взрослым.
    Инструкция. «Назови картинки, которые я тебе приготовила. Давай поиграем с ними. Мы будем запоминать эти картинки. Конечно, не все, а только те, которые я назову. Сейчас я назову 3/4/5 картинок, постарайся запомнить эти слова – названия картинок. Затем, из всех предложенных картинок, тебе нужно будет назвать и вернуть мне только те, которые я назвала. Например, «Дай мне, пожалуйста, слона, пирамидку и помидор».
  3. Игра «Нарисуй»
    Цель: Развивать произвольное внимание.
    Процедура выполнения: Ребёнку нужно нарисовать в ряд 10 треугольников/кружков, треугольников (можно начать с меньшего количества) и далее слушать инструкции взрослого.
    Инструкция: Нарисуй в один ряд десять треугольников простым карандашом (необходимо дать ребенку лист бумаги, простой и цветные карандаши). После того, как ребёнок нарисовал 10 треугольников, даётся вторая инструкция: «Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники» (снова даётся время на выполнение). Далее даётся третья инструкция: «зеленым — 2 и 5; далее даётся четвёртая инструкция: «синим карандашом 4 и 8» и т.д. За одно занятие возможно выполнение, например, только 1-й и 2-й инструкции/1-й, 2-й и 3-й. Учитывайте возможности ребёнка.
  4. Упражнение «Наблюдательность»
    Цель: Развивать активное внимание, связь внимания и зрительной памяти.
    Процедура выполнения: Взрослый просит ребёнка по памяти описать участок детского сада, путь из дома в детский сад и обратно — все то, что вы видели сотни раз.
    Инструкция: (Имя ребёнка), мы каждый день с тобой вместе возвращаемся из детского сада домой, почти всегда идём одним и тем же маршрутом. Давай поиграем. Попробуй описать наш путь из сада домой: что мы видим вокруг по пути домой, что видим справа, что слева – всё, что ты видишь каждый день, попробуй мне об этом рассказать.
  5. Игра «Собери гирлянду»
    Цель: Развитие зрительного внимания, прослеживающей функции глаза.
    Процедура выполнения: Взрослый на листе бумаги рисует крестики, кружочки, галочки и др. в хаотичном порядке. Далее ребёнку предлагается «собрать гирлянды»: сначала из крестиков, затем из кружочков, затем из галочек, проводя линии от одноимённых фигур.
    Инструкция: Посмотри внимательно на фигурки. Что ты видишь? (ребёнок называет фигуры). Давай соберём гирлянды из этих фигур. Сначала соберём гирлянду из кружочков, будем, как- будто, нанизывать на ниточку эти кружочки (ребёнок соединяет все кружки с помощью карандаша). Теперь давай соберём гирлянду из крестиков и т.д. .
  6. Упражнение «Сосчитай глазами»
    Цель: развитие внимания, реакции сосредоточения, прослеживающей функции глаз.
    Процедура выполнения: Взрослый предварительно на листе бумаги рисует крестики и кружочки (возможно, это будут: крестики, кружочки и галочки или др. фигурки) в хаотичном порядке или в строчку. Далее ребёнку предлагается глазками (без помощи пальчика или карандаша) сосчитать крестики, затем кружочки. Нужно стараться работать очень быстро. Ответ записывается.
    Инструкция: Посмотри внимательно на этот рисунок (на листе бумаги нарисованы крестики и кружочки). Перед тобою изображены крестики и кружочки. А теперь — внимание! Одними глазами, без помощи пальчиков или карандаша, посчитай, сколько кружочков и сколько крестиков ты видишь. Ответ можешь записать на листе.
  7. Упражнение «Запретные движения»
    Цель: Развитие скорости реакции и произвольного внимания.
    Процедура проведения упражнения: Вначале взрослый показывает какое-либо движение, которое будет являться запретным к исполнению. Далее он изображает любые действия, которые повторяются всеми участниками. В серии своих действий взрослый показывает и запретное, которое не следует повторять. Инструкция: Сейчас тебе нужно будет повторять за мной все движения, кроме одного /двух (взрослый показывает это /эти движения).
  8. Игра «Не пропусти профессию»
    Цель: Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.
    Процедура выполнения: Взрослый произносит слова (среди слов – названия профессий). Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, ребёнок должны подпрыгнуть на месте.
    Инструкция: Сейчас мы поиграем в игру «Не пропусти профессию». Я буду произносить разные слова – это могут быть названия продуктов, предметов мебели, может быть, слова, обозначающие черты характера – много разных слов. Как только ты услышишь слово, обозначающее название профессии, ты должен будешь подпрыгнуть (взрослый может выбрать любое другое движение: присесть, хлопнуть в ладоши и т.д.) Варианты слов: лампа, водитель, ножницы, архитектор, гроза, обруч, помидор, сено, продавец, тетрадь, парикмахер, чайник, пирог, фотограф, бабочка, музыкант, учитель и др.
  9. Упражнение «Повторение цифровых рядов в прямой и обратной последовательности.
    Цель. Развитие сукцессивных функций (умение последовательно воспроизводить звуковые и графические ритмы, движения и т.д.), развитие объёма рече-слуховой памяти.
    Процедура проведения задания. Ребёнку предлагается прослушать ряд цифр и повторить его в том же порядке/в обратной последовательности.
    Инструкция 1. «Я назову тебе цифры, ты их постараешься запомнить, а потом назовёшь мне в той же последовательности, в которой я их назвала».
    Инструкция 2. «Я назову тебе цифры, ты их постараешься запомнить, а потом назовёшь мне их в обратной последовательности». Материал: 2,7; 3,5; 3,6,9; 2,6,4; 3,5,6,8 и т.д. На первых этапах, возможно использования зрительного контроля (в качестве зрительного контроля используются цифры).
  10. Упражнение «Воспроизведение звуковых ритмов»
    Процедура проведения упражнения: Ребёнку предлагается вслед за логопедом воспроизвести серию ударов по столу, разделённых длинными и короткими паузами.
    Инструкция. «Сейчас я отстучу ритм, ты послушай внимательно и повтори за мной». Предлагаемые ритмы (1 – длинные удары, 2 –короткие) 11222 112211 2222111 11122 и т.д. В качестве зрительно опоры (на первых этапах обучения), можно использовать палочки, геометрические фигуры, камешки и др.: например, длинные удары обозначить большими камешками, короткие – маленькими.
  11. Упражнение «Повторяй за мной»
    Цель: Развитие произвольной моторики руки, зрительного внимания, оптико-пространственных представлений.
    Процедура проведения задания: Взрослый чётко хлопает в случайном порядке ладонями по столу (например, в таком порядке: правой – левой – левой – обеими ладонями – левой – правой – правой и т.п.). Задача ребёнка: повторить каждый хлопок той же рукой, что и взрослый вслед за ним (ребёнок может сидеть рядом со взрослым, а может сидеть напротив него).
    Инструкция. «Я буду хлопать руками по столу: правой, левой или обеими руками. Посмотри, как я делаю, и делай так же».
  12. Упражнение «Прятки»
    Цель: Развитие мелкой моторики, пространственных представлений.
    Инструкция: «Давай поиграем с нашими пальчиками. Сожми обе ручки в кулачки. Покажи мне правую ручку, покажи левую. Сейчас, я буду давать команды пальчикам спрятаться или выглянуть, тебе нужно будет по моей команде выставлять или прятать пальчики. Давай начнём. На правой руке выстави большой пальчик, на левой руке выстави мизинец, на левой ручке выстави большой пальчик, теперь спрячь на правой ручке большой палец и т.д.».
  13. Упражнение «Комочки»
    Цель: Упражнение направлено на формирование контроля своих действий, развитие усидчивости, концентрацию внимания, упражнение отвечает за дифференциацию мышечного тонуса, развивает мелкую моторику.
    Процедура проведения: ребёнку предлагается 2 кусочка бумаги (например, ½ или ¼ листа А4). Одновременно правой и левой руками ребёнок комкает бумагу. Затем так же обеими руками одновременно, расправляет бумажные комочки до первоначального вида.
  14. Упражнение «Четвёртый лишний».
    Цель: Развитие у ребёнка уровня развития операции классификации.
    Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагаются 4 слова, одно из которых не может быть объединена с другими по общему с ними существенному признаку, то есть «лишнее».
    Инструкция. «Слушай внимательно. Я буду называть тебе по 4 слова, из которых 3 объединены общим понятием, а одно к такому понятию не относится, то есть лишнее. Тебе нужно назвать это слово». Речевой материал. 2. Волк, лиса, медведь, кошка. 3.Молоко, хлеб, бублик, тарелка. 4. Платье, брюки, шорты, ботинки. 5. Самолёт, коляска, автомобиль, поезд. 6. Кастрюля, чашка, чайник, стол. 7. Яблоко, апельсин, груша, черника. 8. Ручка, карандаш, линейка, молоток.

[свернуть]
Консультация для родителей "Что такое регуляторные функции и зачем их нужно развивать в дошкольном возрасте?"

Уважаемые родители, в этой небольшой статье я хотела бы осветить для вас очень важный вопрос – «Что такое регуляторные функции и почему так важно развивать их у детей?».

Все родители хотят видеть своих детей успевающими учениками, без труда овладевающих школьной программой, самостоятельно выполняющих домашнее задание, умеющих не только самостоятельно начать, но и завершить заданную им задачу. Иными словами, все родители желают, чтобы их дети были способны к самостоятельному планированию своей деятельности, были ответственны за свою деятельностью (в данном случае мы говорим об учебной деятельности), осуществляли контроль своей деятельности самостоятельно.

К сожалению, не очень многие дети способны к этому. Почему?

Всему виной недостаточность регуляторного компонента психической деятельности. Именно регуляторные функции (по-другому их ещё называют функциями программирования, регуляции и контроля) обеспечивают ребёнку произвольное управление своим поведением и психической деятельностью. Регуляторные функции обеспечивают такие психические процессы, как: построение перспективных планов, целей и задач, а также выбор способов и условий их реализации; планирование или усвоение любой программы, следование программе, упорядочивание и ранжирование этапов, переключение с этапа на этап; контроль за выполнением программы и окончательным результатом; оперативное реагирование на ошибки, своевременную коррекцию ошибок; сопоставление желаемого результата с полученным.

При несформированности произвольной регуляции у детей при выполнении любых заданий наблюдаются:

  • Трудности включения в задание (ребёнок медленно включается в работу).
  • Трудности построения программы, её упрощения, инертность (повторение программы или её частей) или вовсе потеря программы (например, это может проявляться в неспособности удержания инструкции учителя или частичным выполнением инструкции, когда ребёнок выполняет задание не до конца или делает не то, что нужно).
  • Трудности переключения на новое задание, когда после прочтения инструкции ребёнок выполняет задание по аналогии с предыдущим.
  • Импульсивность, лёгкая отвлекаемость.

Кроме того, при недостатках регуляторного компонента и устная речь может иметь свои особенности:

  • При ответе на вопрос, ребёнок может использовать в своей речи одно-двух сложные предложения, содержащие слова вопроса.
  • Невозможность ребёнка построить развёрнутое высказывание без дополнительных вопросов со стороны взрослого.
  • Пропуски существенных кусков текста при пересказе и др.

Надо сказать, что слабость произвольной регуляции будет иметь проявления и в письменной речи (письмо и чтение) будущий школьников, такие как:

  • Пропуски элементов букв, слогов, слов.
  • Замены заглавных бук строчными, игнорирование точек в конце предложений.
  • Обилие орфографических ошибок.
  • Ошибки в оформлении учебных работ.
  • Угадывающее чтение.
  • Несоблюдение пауз и знаков препинания И др.

Таким образом, регуляторные функции по праву можно назвать директором всей психической деятельности детей и от того насколько хорошо развиты эти функции, будет зависеть успеваемость ребёнка в школе, его социальное благополучие, самооценка и др.

Именно недостаточность регуляторных функций может лежать в основе низкой школьной успеваемости или некорректного поведения и затруднять усвоение новых учебных навыков и знаний. Кроме того, причиной (механизмом) дислексии, дисграфии или дискалькулии часто может являться именно слабость регуляторных функций.

Становление функции программирования и контроля – длительный процесс, который начинается в раннем детстве и завершается в юношеском возрасте. По некоторым данным, окончательно эта функция созревает лишь к 20 годам. Но те участки мозга, которые обеспечивают эту функцию (лобные участки коры головного мозга) уже морфологически вполне соответствуют мозгу взрослого человека.

Так нужно ли развивать регуляторные функции до 12 лет, спросите вы? Конечно, нужно! Ведь мозг ребёнка изменяется и формируется не сам по себе, а лишь при наличии правильных, адекватных обучающих воздействий. Кроме того, наиболее существенная перестройка в созревании регуляторной системы отмечается именно в возрасте 7 лет. Я думаю, что этот возраст по праву можно назвать сенситивным периодом в развитии произвольной регуляции. Ниже вы можете ознакомиться с некоторыми простыми играми, которые помогут развить у ваших детей способность к удержанию программы деятельности, развить саморегуляцию, контроль импульсивности и др.

Игры подобраны таким образом, чтобы вам, уважаемые родители, требовалось минимум подручных средств и дополнительных материалов для проведения игр с вашими детьми. Не забывайте, что заниматься нужно систематически. Только в результате систематических занятиях результат бывает не только положительным, но и стойким.

Игры на удержание программы действий

  1. Запрещенное движение
    Цель: развитие произвольности и внимания.
    Правила игрs: Взрослый показывает, какое движение делать нельзя (например, движение «руки на пояс»). Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Если ребёнок повторил, он становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Запрещенных движений может быть около 5-6 (в зависимости от возраста и возможностей ребёнка). В эту игру можно играть, как вдвоём, так большой компаней.
  2. Запретное число
    Цель: развитие внимания, формирование произвольности
    Правила игры: Взрослый называет запретное число (например, 2); после этого произносит вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, ребёнок должен хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться) или выполнить любое другое действие, которое придумает сам.
  3. Невидящий – неслышащий
    Цель: развитие внимания и произвольности, коррекция импульсивности Ведущий дает команду: «Невидящий» – дети выполняют движения только по словесному сигналу. Когда говорит: «Неслышащий» – дети выполняют задание только по показу.
  4. Скалолаз
    Цель: развитие произвольной регуляции, моторного планирование, коррекция импульсивность,
    Правила игры: Ребёнок будет идти вдоль стены. Стена – отвесная скала, сзади пропасть, чтобы не сорваться в пропасть, необходимо крепко держаться. Ребёнок ставит две руки на стену, ногами стоит на полу. Это четыре точки, которые его «держат». Чтобы не упасть в пропасть, можно оторвать от опоры только одну точку: или руку, или ногу. Остальные три точки должны оставаться на месте. Если ты оторвал и руку, и ногу или две руки – сорвался. Начинай всё заново.
  5. Расскажем и покажем (для детей с 5 лет)
    Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля координации движений. Дети выполняют движения под рифмовку. Руку правую – на плечо Руку левую – на бочок Руки в стороны, руки вниз И направо повернись Руку левую – на плечо Руку правую – на бочок Руки верх, руки вниз И налево повернись Упражнение повторяется несколько раз. Темп выполнения сначала выбирается медленный, затем увеличивается.
  6. «Да и нет» – не говори (для детей с 5 лет)
    Цель: коррекция импульсивности, развитие произвольности, лабильности мышления Дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос, избегая слов «да» и «нет»: ты живешь в берлоге? ты мальчик? ты был в зоопарке? ты сейчас в детском саду? ты любишь мороженое? тебе 6 лет? ты любишь играть в куклы? сейчас зима? ты хочешь пойти в школу? у тебя есть мама? ты сейчас спишь? тебя зовут Вася? ночью светит Солнце? коровы летают? зимой жарко? солнце синее? ты любишь ходить к врачу? лед теплый? ты умеешь плавать? ты послушный? Можно придумать любые вопросы.
  7. Говори по сигналу (для детей с 5 лет)
    Цель: коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например, сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке. Условные сигналы можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т.д. Паузы следует чередовать – длинные с короткими.
    Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери), помогаете ему обратить внимание на свое “я”. Не забывайте хвалить ребёнка по завершению игры. Побеседуйте с ребёнком, почему у него получилось выполнить такое сложное задание! Обратите его внимание на то, как он был включён в игру, не отвлекался, руководил своим телом. Именно его внимание, воля,я концентрация и желание победить принесли такие замечательные результаты ( победа или более хорошие результаты игры по сравнению с прошлой игрой и т.д.). Уверена, что вы поняли принцип, на котором построены все эти простые игры. Главное, что требуется от ребёнка, «включать произвольность деятельности», вслушиваться, всматриваться, подключать слуховой и зрительный контролm. Играя с ребёнком в такие игры, вы учите его быть внимательным, показываете, что только усилием волевой регуляции можно достичь победы. Уважаемые родители! Желаю Вам удачи, весёлого и продуктивного времени в совместной деятельности и играх со своими детьми!
[свернуть]

Loading