Куратор проекта -воспитатель первой квалификационной категории Савина Ольга Викторовна
Макеты как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Макет – это современное средство познания окружающего мира, содержащее в себе признаки наглядности и моделирования. Макетирование способствует познавательному развитию детей. При изготовлении макета дети узнают о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы. В процессе макетирования активизируется мыслительная деятельность, развивается речь детей. Макетирование позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.
Цель:
создание условий для развития познавательной активности дошкольников и эффективного проведения образовательного процесса на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
Задачи:
- развивать познавательный интерес у детей, который влечёт за собой развитие познавательных и творческих способностей (умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, искать аналоги);
- расширять кругозор и знания детей;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- развивать умение договариваться о совместных действиях, сотрудничать в группе;
- воспитывать бережное отношение к природным объектам, стремление передать и запечатлеть красоту природы;
- развитие монологической и связной речи;
- активизировать взаимодействие с семьёй по проблеме познавательного развития детей.
1.Образовательная область – Социально – коммуникативное развитие:
Макетная деятельность упрощает усвоение норм и ценностей ,принятых в обществе (например макет транспорта, дороги),поведение ребёнка в транспорте,плюс безопасность, быть вежливым, уступать место пожилым людям.
Позволяет развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками,эмоциональную отзывчивость, сопереживания, уважительного и доброжилательного отношения. Развивает умение договариваться , разрешать конфликты во время игры. Например макет дома с мебелью, детская площадка , позволяют ребёнку развить все раннее перечисленные качества играя в семью.
2.Образовательная область – Познавательное развитие:
Макеты позволяют ребёнку познакомиться с предметным окружением. Ознакомится с предметным миром (названия, функция, назначения, свойства, и качество предмета). В отличии от наглядной картинки – макет позволяет ребёнку манипулировать с предметом, обыгрывать в игровой деятельности, рассмотреть предмет с разных сторон.( Например макет Санкт-Петербург, Пушкин, макет мельницы, макет космической станции). Так же макет знакомит ребёнка с социальным миром, расширяет кругозор детей, позволяет сформировать целостность картины мира. Формировать первичные представления о малой Родине и Отечестве,представления о социокультурных ценностях нашего народа.
С помощью макетов (зверей ,птиц, морских обитателей) мы расширяем и уточняем представления детей о природе. Учим наблюдать, развивать любознательность.
3.Образовательная область – Речевое развитие.
Дети совместно с родителями изготавливали макеты животных, птиц, морских обитателей. Подготавливали короткий описательный рассказ про животных (кто это, где живёт, чем питается, особенности внешнего вида животного). И на занятиях по развитию речи дети рассказывали о том животном которого сделали. Данное задание способствует развитию всех компонентов устной речи детей: грамотического строя речи, связной речи -диалогической и особенно монологической форм.
4. Образовательная область – Художественно – эстетическое развитие.
При изготовлении макетов , дети закрепляют навеки пользования ножницами, клеем,кисточкой, пластилином и сложения бумаги.
Вывод:
В результате использования макетов в работе с детьми было отмечено развитие познавательной активности дошкольников , воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования.