Народное творчество

                                            “Изучайте фольклор, учитесь на нем. Без знания прошлого нет будущего” 

                                                                                                                                                       А.М.Горький

Куратор проекта – воспитатель высшей квалификационной категории Большакова Светлана Александровна

Народное творчество доступно и понятно всем,его сила в том,что оно не навязывается людям, а вырастает из недр собственной народной культуры,а его идеи впитываются человеком через колыбеную песню,сказку,мудрую пословицу и поговорку нужными обществу качествами гражданина. 

 Среди основных принципов, заложенных в Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, а также Конвенцией ООН о правах ребенка, в статье 1.2 особо выделен принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей или законных представителей), педагогических работников и детей [1].

В основных положениях Стандарта также можно выделить важность следующих моментов [1]:

  • сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей;
  • необходимость приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Требования к содержанию образовательной программы дошкольного образования детского сада, т.е.  определению направлений развития и образования детей (образовательных областей), сформулированы достаточно чётко. В то же время выбор формы образовательной деятельности во многом остается на усмотрение педагогов и представляется предметом их педагогического творчества.

Многочисленные публикации в научных изданиях, а также в популярных изданиях на специализированных педагогических сайтах показывают плодотворность идеи использования форм фольклора в каждой из образовательных областей. Например, в работе Т.Ф. Бобыниной [2] указывается важность использования форм фольклора для социально-коммуникативного развития.

Т.В. Антонова в работе, посвященной музыкально-эстетическому воспитанию [3], указывает: «…долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию». В настоящее время множество публикаций свидетельствует, что фольклор в последние годы после долгого пренебрежения успешно используется также в направлении художественно-эстетического развития.

Опыт воспитателей и коррекционных педагогов также говорит о важности использования форм фольклора для познавательного и речевого развития. Например, Н.В. Нестерова в своем исследовании [4] замечает: «Фольклор заключает в себе поэтические и педагогические ценности, его влияние на развитие речи детей неоспоримо».

Направление оздоровления и физического развития дошкольников также может использовать фольклорные формы. Л.А. Мандриченко пишет [5]: «Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками, в том числе на занятиях физкультурой, помогая находить новые формы развития двигательных способностей у детей и позволяя им проявить инициативу в двигательной активности».

Таким образом, подытоживая сказанное, можно констатировать: фольклорные формы целесообразно использовать в каждой образовательной области для гармоничного развития дошкольника.

Однако анализируя собственный опыт работы в дошкольном учреждении, хочу обратить внимание коллег  на то, что успеха в педагогическом процессе даже при использовании самых лучших форм можно достичь только при совместном объединении усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи. В воспитании и развитии ребенка роль семьи нельзя переоценить. Пример родителей и их личные качества определяют результативность воспитательной функции семьи.

Влияние семьи на формирование жизненного самоопределения ребенка обусловлено целым рядом факторов (табл.1). Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада должна учитывать, что индивидуальные особенности конкретной семьи могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на гармоничное развитие личности ребенка. Методические рекомендации [6, с.8, 9] подчеркивают важность реалистичности представления о социальном положении семьи.

Таблица 1. – Факторы влияния семьи на формирование жизненного самоопределения ребенка (по данным [6])

Фактор влияния Содержание фактора
Временной Ребенок проводит в семейной среде наибольшее количество времени, причем, особенно в первые годы жизни, которые наиболее важны с точки зрения развития
Плотность общения Непрерывность общения с окружающими взрослыми, возможность воспринимать и анализировать факты окружающей действительности в различных условиях
Эмоциональной насыщенность Включение ребенка в эмоционально насыщенные отношения
Родительское отношение Специфическая «детская среда», индивидуальная, необходимая и характерная для конкретного ребенка создается родителями
Возможность автономизации У ребенка есть автономное от других пространство с возможностью индивидуализации его содержания.

Из сказанного здесь следует, что внедрение использования фольклорных форм в воспитание дошкольника при взаимодействии детского сада и семьи представляет собой сложную творческую педагогическую задачу, зачастую требующую нестандартных решений.

Объединение усилий семьи и детского сада для развития и воспитания детей может осуществляться в различных формах педагогического партнерства. К ним могут относиться:

  • разработка и проведение социально значимых акций;
  • организация совместных с родителями проектов;
  • организация дней соуправления;
  • проведение родительских конференций;
  • проведение творческих мастерских и т.п.

Из всего указанного для использования фольклорных форм для воспитания детей целесообразно применять только проектную форму. Однако это относится, главным образом, к деятельности, для которой возможны «внешние» проявления: поделки, костюмы, концертные номера и т.п. Для более тесного внедрения педагогического опыта в жизнь семей воспитанников нужен поиск новых форм.

С повсеместным распространением всевозможных электронных форм коммуникаций, социальных сетей и других средств, обеспечивающих распространение контента, возникают также и новые формы трансляции педагогического опыта. Всё большее значение могут принимать электронные коммуникации с родителями в следующих формах:

  • группы в социальных сетях;
  • информационные каналы в мессенджерах;
  • информационные рассылки;
  • разделы в специализированных сайтах.

Авторская рассылка или консультация позволяет доносить педагогические рекомендации и транслировать педагогический опыт людям без специального педагогического образования в свободной форме, без излишней формализации. В качестве примера приведу одну из собственных консультаций для родителей об использовании в их повседневной деятельности рекомендованного фольклорного материала [7].

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета – Федеральный выпуск № 6241, 25 ноября 2013 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html – (дата обращения: 08.05.2022).
  2. Бабынина Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой, Екатеринбург, 2001. – 228 с. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-lichnosti-rebenka-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-oznakomleniya-s-na (дата обращения: 08.05.2022).
  3. Антонова Т.В. Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников: На примере музыкально-ритмической деятельности. Москва, 2000. – 244 с. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/folklor-v-muzykalno-esteticheskom-vospitanii-doshkolnikov-na-primere-muzykalno-ritmicheskoi- (дата обращения: 08.05.2022).
  4. Нестерова Н.В. Роль фольклора в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/05/12/nauchno-metodicheskaya-rabota-tema-rol-folklora-v-razvitii (дата обращения: 08.05.2022).
  5. Мандриченко Л.А. Интеграция фольклора и физического воспитания детей дошкольного возраста. 01 июля 2015 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.informio.ru/publications/id1598/Integracija-folklora-i-fizicheskogo-vospitanija-detei-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 08.05.2022).
  6. Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / авт.- сост. Е.В. Ковалева, Г.С. Лакеева, Е.Н. Патароча, Г.А. Семенюта, Н.Ю. Яблонцева, О.Н. Бабитинская – Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2017. – 109 с.
  7. Григорьева Е.С. Развиваем речь ребенка 4-5 лет с использованием русского фольклора. Заклички. [Электронный ресурс] URL: https://25.spb.ru/?page_id=620 (дата обращения: 08.05.2022).

Сценарий “Приди, Весна!”

 Фольклорный праздник”Приди, Весна!” 

 

Loading