Музейная педагогика

Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС

“В процессе обучения должны быть задействованы
ум, сердце и руки ребёнка”.
И. Г. Песталоцци

Куратор проекта-воспитатель высшей категории Большакова Светлана Александровна

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых форм и моделей организации деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение дошкольника должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии.

И, как раз, музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, краеведения, музееведения и искусства, создаёт условия для развития личности ребёнка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Музейная педагогика рассматривает музей как образовательную систему, направленную на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого, предметом музейной педагогики является музейная коммуникация. Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Её  формы и методы способствуют развитию и совершенствованию познавательных, коммуникативно – речевых, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в обществе, а также реализуют актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.

Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности ребёнка в специально организованную предметно-пространственную среду. Музей выступает партнёром по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей через осуществление музейно-педагогической деятельности как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В условиях ДОУ невозможно создать экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела, поэтому и называются эти экспозиции “мини- музеями”, которые отражают и возраст детей, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей и их родителей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную среду. Создавая экспозицию, воспитатели, дети и родители участвуют в обсуждении тематики музея, приносят из дома экспонаты, изготовляют их своими руками, пополняя фонд музея. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, ему нельзя трогать экспонаты, а в мини- музеях не только можно трогать, но и нужно. Ребёнок- соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его родители. Каждый мини- музей в группе ДОУ – это результат общения, совместной работы воспитателя и семьи.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников ДОУ (проведение консультации, индивидуальная работа по распределению проектов), выбор места для мини- музея в группе, сбор экспонатов, оформление мини- музея с учётом эстетических норм и техники безопасности, разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами, разработка перспективно- тематического плана работы, в котором предусматривались бы не только занятия с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники), открытие мини-музея с приглашением детей других групп, родителей.

Цели и задачи мини-музея:

  • Реализация направления музейной педагогики, обогащение предметно-пространственной среды в группе.
  • Совершенствование традиционных и апробирование инновационных форм и методов работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики.
  • Формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора.
  • Развитие общих познавательных способностей детей (наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий).
  • Формирование проектно- исследовательских умений и навыков.
  • Формирование активной жизненной позиции, системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
  • Воспитание культуры поведения в общественном месте.
  • Построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

Методические принципы организации мини-музея:

  • Деятельность как способ познания, переживания, сопричастности).
  • Диалогичность.
  • Вариативность- возможность для оптимального самовыражения через право выбора.
  • Интегративность знаний.
  • Креативность – поощрение и провоцирование творческой деятельности.
  • Непрерывность (получение знаний продолжается в семье и в социуме).
  • Гуманность-создание творческой атмосферы и любви к жизни с опорой на эмоционально-чувствительную среду ребёнка.
  • Наглядность.
  • Доступность и безопасность.
  • Содержательность.

Формы деятельности мини-музея:

  • Поисковая.
  • Фондовая.
  • Научная.
  • Экспозиционная.
  • Познавательная.

Формы работы с родителями: проведение досугов, познавательное сотрудничество,  “аналитическое” сотрудничество, сотрудничество в рамках музейной педагогики.

Формы работы в организованной совместной деятельности с детьми: опытно-исследовательская деятельность, НОД, разработка и защита проектов, изготовление детских коллективных и индивидуальных работ-экспонатов, мастер-классы, экскурсии (обзорная, “путешествие”), выставки, экспресс-выставки, познавательные беседы, экспериментирование, прогулки-походы, развлечения, досуги, игры (сюжетно- ролевые, дидактические, развивающие, театрализованные, драматизации), запись рассказов детей, использование ИКТ-технологии, КВН, викторины.

Методы и приёмы: наглядные, практические, исследовательские, игровые, словесные, анкетирование, встречи с интересными людьми.

Музейная педагогика даёт возможности:

  • осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности;
  • сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;
  • самореализовываться каждому ребёнку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою  индивидуальность;
  • организовать интересные нетрадиционные формы учебной и совместной с педагогами деятельности детей.

Не случайно мини-музеи называют информационно-коммуникативной системой, т. к. включение их в образовательный процесс способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником преобразований в окружающем мире.

Литература:

  1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. – № 2. – С. 32-37.
  2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. – №11. – С. 24-29
  3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
  4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. – С. 38-42.
  5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 10. – С. 44-50.
  6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 3. – С. 58-63.

Loading